В этой статье:
Что такое сенсорные расстройства у детей?
Сенсорная интеграция необходима для правильного функционирования человека. Благодаря правильно реагирующим чувствам у нас есть способность понимать мир, интерпретировать события и получать стимулы. Наиболее популярными и важными чувствами являются: осязание, зрение, обоняние, вкус и слух.
Создатель теории сенсорной интеграции Джин Эйрес добавил еще два, менее известных, но не менее важных чувства, берущих свое начало в эмбриональной жизни человека:
- вестибулярное чувство — действующее против силы тяжести и сохраняющее равновесие при изменении положения тела. Благодаря ему мы осознаем свое положение в пространстве, можем стоять на одной ноге;
- чувство проприоцепции — другими словами, глубокое чувство (ощущение себя, например, расположение наших конечностей в пространстве). Благодаря ему, даже если мы с закрытыми глазами, мы можем дотронуться до руки и дотронуться пальцем до носа, также мы можем ударить ложкой по рту.
Когда все наши органы чувств работают правильно, мы адекватно реагируем на раздражители и адекватно интерпретируем события, а наши реакции адекватны ситуации. Мы сразу же убираем руку, когда касаемся горячей кастрюли, убавляем музыку, когда она слишком громкая. Однако, когда наш мозг неправильно воспринимает раздражители из внешнего мира, наши реакции могут быть неправильными — мы интенсивнее воспринимаем запахи, не контролируем силу хвата, не контролируем плавные движения тела, мы имеем проблемы с гармоничным движением — объясняет эксперт.
Нарушенный процесс сенсорной интеграции может вызвать проблемы с обучением, трудности с концентрацией внимания, проблемы с зрительно-моторной координацией и беспокойное поведение ребенка.
Повышенная чувствительность к раздражителям — ребенок старается избегать ситуаций, требующих физической близости и прикосновений. Он не только избегает близости с другими людьми, но и с определенными материалами, их фактурой, ярлычки на одежде их раздражают. Он не любит расчесывать волосы, заботиться о гигиене полости рта или стричь ногти. Он инстинктивно отвергает игры и действия, которые загрязняют его руки или лицо.
Человек с гиперчувствительностью плохо реагирует на громкие звуки и резкие смены музыки, нервничает в людных местах, имеет свои «любимые» лакомства, например, не переносит соусы, вязкие и жидкие консистенции, а также не любит новые вкусы и кулинарные эксперименты.
Гиперчувствительность является одной из основных причин трудностей с концентрацией внимания. Следствием являются волнения в школе – невнимательное слушание инструкций, неправильное выполнение, ошибки в письме, счете и чтении.
Чувствительность — гиперчувствительность, т.е. слишком низкая чувствительность к раздражителям, означает, что ребенок не обращает внимания на синяки или царапины после падений. Он бежит вперед, невзирая на препятствия, сверстников или условия окружающей среды. Он очень сильно сжимает мелок во время раскрашивания, прижимает его к бумаге так сильно, что остаются дырки. Когда он включает музыку, она сразу на полную громкость.
У ребенка с повышенной чувствительностью могут возникнуть трудности с распознаванием физиологических потребностей. Любит крепкие объятия, ищет и требует близости. Малыш берет в рот твердые предметы, кусает их, иногда проявляет агрессию по отношению к сверстникам, так как у него проблемы с соответствующей силой намерения, например, во время совместной игры.
Проблемы с балансом — сохранение равновесия возможно благодаря правильной передаче информации от рецепторов (вестибулярного аппарата, проприоцепции и зрения) в центральную нервную систему. Эти сообщения обрабатываются и отправляются в виде импульсов к соответствующим группам мышц, отвечающим за стабилизацию и вертикализацию тела. Если возникают нарушения, то ребенок не в состоянии удерживать равновесие или делает это с трудом. Поездки и падения — обычное дело, как и натыкание на мебель в помещении. Свободное передвижение гораздо сложнее.
Агрессия — путем истерик и фрустрации, а часто и агрессии малыш сбрасывает подавляющее количество полученных раздражителей из окружающей среды. Он не может справиться со своими чувствами, из-за чего его поведение часто интерпретируется как агрессивное. Стоит отметить, что, например, насильственное отталкивание сверстника без особой причины может быть результатом интуитивной потребности защититься от неожиданных тактильных раздражителей, а не действительным намерением напасть и причинить страдание.
Мобильность — чрезмерная подвижность – это синдром нарушений, возникающих в результате поражения нервной системы. Кажется, что ребенок постоянно находится в движении. Даже когда вроде бы сидит спокойно, берет предметы в руки и двигает ими. Ему сложно сконцентрироваться на целенаправленном действии, требующем сосредоточенности, очень легко отвлечься.
Задержка в развитии моторики — у малыша заметны трудности при выполнении ручных действий, т. е. при застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровке обуви, надевании носков и перчаток. У него проблемы с приобретением новых навыков, таких как ловля мяча или езда на велосипеде. Так же и с рисованием по линиям, вырезанием, точным вырезанием, правильным держанием карандаша.
К кому обращаться?
Опытный терапевт способен заметить симптомы гиперчувствительности у маломесячного младенца. Это дети, которые, взятые на руки, реагируют, например, натуживанием, отталкиванием от матери, у них проблемы с сосанием, они плохо спят. Аналогично и у детей старшего возраста — отчетливо видны как признаки гипер-, так и гипочувствительности, поскольку они явно отклоняются от норм, характерных для возраста и стадии развития. Изменения заметят воспитатели детского сада и, конечно же, педиатр. Показанием для встречи с физиотерапевтом или терапевтом является любое беспокоящее поведение родителей ребенка, свидетельствующее о его сложном функционировании по отношению к окружающей среде.
Стоит начать разговор о замеченных нарушениях с лечащим врачом. Он укажет соответствующий курс действий для нужд данного ребенка. Еще одним специалистом по выбору иногда является невролог, физиотерапевт, занятия проводит терапевт.
Во многих случаях проблемы с сенсорной интеграцией начинают проявляться в первые годы обучения в школе, когда появляются первые трудности с сидением за партой, адекватным поведением, письмом. Конечно, и тогда еще не поздно для терапии, но чем раньше мы ее начнем, тем быстрее наступят положительные эффекты.
Как лечить сенсорные расстройства у детей?
Каждый случай нарушения сенсорной интеграции у ребенка индивидуален, поэтому так сложно говорить об одном виде терапии. Чтобы правильно диагностировать характер затруднений ребенка, терапевту иногда требуется несколько встреч и внимательное наблюдение за ребенком в различных ситуациях. Первую, простейшую помощь могут оказать сами родители, разумеется, в сотрудничестве со специалистом.
Когда ребенок плохо реагирует на громкую музыку или чрезмерные зрительные раздражители, мы должны изолировать его от таких раздражителей, избегая ситуаций и мест, где он может им подвергаться. Стоит предоставить ему доступ к электронным игрушкам, избегать яркого света, минимизировать контакты с большими группами людей. Когда ребенок проявляет повышенную чувствительность к звуковым раздражителям и тревожно реагирует на уличный шум, стоит надеть на него наушники.
Когда ребенок гиперчувствителен к прикосновениям, влаге, жесткой одежде или ярлыкам, не давайте ему такие раздражители.
Когда он успокоится под влиянием сильного объятия, давайте крепко обнимем его и плотно накроем, например, одеялом. Как было замечено, дети с гиперчувствительностью лучше спят, плотно закутавшись в простыню, и даже летом зарываются под тяжелые одеяла.
Не принуждайте ребенка с сенсорной гиперчувствительностью к чрезмерной интеграции в группу. Во многих случаях изоляция ребенка, например, с помощью экрана во время урока в классе, поможет ему лучше сосредоточиться и успокоиться.
Правильно проведенная терапия принесет явное облегчение и положительный эффект в любом возрасте ребенка. В последние годы на СИ-терапию решаются иногда и взрослые, и, по их мнению, она и здесь дает результаты.