Стили воспитания ребёнка

0
293
Стили воспитания ребёнка

Воспитание ребенка – долгий, утомительный и постоянный процесс. Семья также является первой, самой основной социальной ячейкой, в которой ребенок функционирует с самых первых моментов жизни. То, как родители общаются со своим ребенком, остается с ними на всю жизнь.

Именно в семье у ребенка есть шанс сформировать свою систему ценностей и установок, которыми он будет руководствоваться в жизни. Каковы стили воспитания? Имеет ли значение и стиль воспитания в школе? Читайте дальше!

Стили воспитания

Родительские установки и стили воспитания, применяемые в данных семьях, давно находятся в сфере интересов различных исследователей — педагогов, психологов, психиатров. Огромное влияние на детей оказывает стиль воспитания — он формирует установки и систему ценностей.

Стиль воспитания не всегда положительный, бывают и отрицательные установки. Они также способны формировать молодого человека и оказывать негативное влияние на всю жизнь человека.

Стиль воспитания – это семейный набор правил, методов и приемов, которые используются всеми членами семьи. Каждая семья может иметь свои, типичные для себя методы работы или воспитательные приемы, используемые с большим или меньшим успехом в процессе воспитания детей.

Отношение родителей неразрывно связано со стилями воспитания. Стили воспитания как таковые обычно неизменны в рамках воспитательного процесса, происходящего в данной семье. Однако отношение родителей со временем меняется. Первые родительские установки формируются еще до рождения ребенка. Отношение родителей может быть положительным или отрицательным.

К положительным относятся:

Взаимодействие с ребенком — ребенок участвует во всех сферах семейной жизни. Семья заботится о его мнении и взглядах, и ребенок может их выражать. Он на равных принимает участие в обмене мнениями и семейных дискуссиях. В этом случае ребенок доверяет своим родителям и относится к ним как к своим друзьям и наперсникам. Во взрослом возрасте без проблем принимает самостоятельные решения, также умеет сотрудничать с другими людьми.

Признание прав детей — родители не недооценивают и не недооценивают проблемы ребенка. Они предлагают и поощряют, но не переусердствуют со строгостью и дисциплиной. Иногда они применяют наказания, но уважают индивидуальность ребенка и его право на неприкосновенность частной жизни. Ребенок растет в убеждении, что его мнение имеет значение, а также чувствует себя полноценным членом семьи.

Принятие – в этом случае родители полностью принимают ребенка. Все его плюсы и минусы. Они любят их безоговорочно. Часто хвалят, а когда упрекают, то никогда не осуждают ребенка, а указывают на неадекватность конкретных поступков и действий ребенка. Ребенок растет с чувством любви и безопасности.

Разумная свобода – родители позволяют своим детям удовлетворять их естественные потребности в самостоятельности и самостоятельности с раннего детства. Со временем они все же позволяют ребенку быть активным и самостоятельным, но знают его интересы, друзей или увлечения. Они осторожно советуют и направляют ребенка, который свободен действовать в рамках здравого смысла.

Позитивные родительские установки наиболее желательны, но иногда их очень трудно развить . К сожалению, есть и негативные установки, которые тоже влияют на ребенка, но неправильным образом.

Негативное отношение это:

Избегающий – родители сводят общение с ребенком к абсолютному минимуму. Они равнодушны к его потребностям, их не интересуют проблемы. Ребенок не участвует в семейной жизни, а родители не учитывают его пожелания и мнения. Они также дают ему некоторую свободу решать о себе — им не интересно, чем он занимается. В то же время, если он ошибается, его за это наказывают, и они несут за это ответственность. У ребенка отсутствует чувство безопасности, он недоверчив и часто может вступать в конфликты – в том числе в школе, где он будет реагировать на проблемы дома.

Чрезмерно требователен – ребенок абсолютно не способен оправдать завышенные ожидания родителей. Эти требования зачастую даже неадекватны возрасту ребенка. Даже если ребенку удается встретиться с ними один раз, со временем планка становится все выше. Такие родители никогда не бывают по-настоящему довольны достижениями ребенка, они всегда думают, что могли бы сделать лучше и приложить больше усилий. В таких случаях ребенок часто бунтует против родителей и даже может убежать из дома. У ребенка может быть пониженная самооценка и неверие в собственные способности. Также может развиться крайняя

Отталкивающий – в этом случае родители просто не любят малыша. Им не доставляет удовольствия проводить с ним время, они чрезмерно критикуют и жестоко наказывают его. Они также могут обижаться на ребенка, потому что он не оправдывает их ожиданий. Эти ожидания часто невозможно оправдать. Это вызывает бунт и агрессию у ребенка. Это может привести к развитию антисоциальных установок, депрессии или невротического поведения.

Сверхопекающий – в этом случае родители слишком оберегают ребенка. Убирают всякое препятствие, не дают ребенку самостоятельных действий или решений, делают это на каждом шагу. Ребенок не испытывает никаких трудностей и не должен прилагать никаких усилий, чтобы справиться с невзгодами, все делают родители. Такой ребенок является пассивным и зависимым человеком. Кто-то, кто полностью зависит от третьих лиц — своих родителей или в более позднем возрасте — своего партнера. Также они могут вырасти крайне эгоистичными, эгоистичными и тщеславными, убежденными в своем превосходстве над другими.

Все эти установки — как положительные, так и отрицательные — влияют на ребенка во всех аспектах его развития . Они влияют на эмоционально-интеллектуальную сферу или отвечают за соответствующий уровень мотивации у ребенка — или за отсутствие мотивации в случае негативных установок.

Стили воспитания в семье

Стили семейного воспитания – вещь очень индивидуальная и зависящая от правил, методов и приемов, применяемых в конкретной семье. Однако это область интересов многих исследователей, поэтому по этой теме ведутся обширные работы. Названия различных стилей могут различаться в зависимости от используемых критериев разделения. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что существуют стили воспитания:

Либеральный – в этом случае ребенок имеет полную свободу и может делать все, что захочет. Ему позволено делать что угодно, и нет никаких ограничений, которые он не может нарушить. Такой стиль воспитания может быть обусловлен двумя причинами. Она может быть вызвана чрезмерной любовью к ребенку и неспособностью ему что-либо запретить. С другой стороны, это может быть и следствием того, что родители совершенно не интересуются ребенком и совершенно безразличны к его судьбе. Воспитанный таким образом ребенок может иметь проблемы с адаптацией к другим группам, кроме семьи. Она не сможет подчиняться никому, кто будет им подчиняться.

Демократичный – этот стиль основан на уважении прав всех членов семьи – и взрослых, и детей. Ребенок действует не из-за боязни наказания, а старается следовать схеме, обозначенной родителями как приемлемая. Родители и дети полностью доверяют друг другу и безмерно любят друг друга. В пределах широко понимаемого здравого смысла дети могут самостоятельно принимать решения и проявлять самостоятельную деятельность. Они имеют право участвовать во всех семейных обсуждениях и встречах. Их голос учитывается, и то, что они говорят, имеет значение. Ребенок растет, чувствуя себя в безопасности и убежденный, что его мнение имеет значение. Во взрослой жизни они относятся к другим с уважением и уважением к их границам.

Непостоянство – в этом случае родители воспитывают ребенка не постоянно, а от случая к случаю. Они могут ощущать родительский порыв в конкретных случаях — например, когда ребенку угрожает какой-то предмет или, наоборот, когда он добился огромных успехов, которыми можно похвастаться. Однако после этого все возвращается на круги своя и родители вряд ли заинтересуются ребенком. До тех пор, пока в следующий раз родители не почувствуют мотивацию снова заботиться о своем ребенке.

Непоследовательный – в этом случае у родителей не выработан определенный стиль действий. У них также не разработаны конкретные методы действия. Они действуют под влиянием момента и собственных эмоций. Иногда они жестоко накажут вас за то, на что в следующий раз не обратят внимания. Если вы однажды упустили из виду или намеренно проигнорировали плохое поведение ребенка, это не означает, что вы принимаете непоследовательный стиль воспитания. Однако если такое поведение является нормой – это большая проблема. Такой ребенок не растет, чувствуя себя в безопасности и растерянно. Он не знает, когда и за что они могут быть наказаны.

Автократический — полная противоположность либеральному стилю. При этом родители убеждены, что в воспитании детей они должны руководствоваться приказами, запретами и принуждением. Ребенок не имеет права обсуждать, он должен делать то, что хотят родители. Родители не аргументируют свои решения иначе как «потому что я так сказал», а ребенок должен действовать из страха перед наказанием. Родители обычно любят своих детей, но не хотят или не могут показать это. Эмоции, проявляющиеся в чувствах, могут рассматриваться ими как слабость. Между родителями и детьми большая дистанция.

Стиль воспитания влияет на всю жизнь человека, поэтому большое значение имеет то, как воспитывается ребенок. Родители должны стараться воспитывать своего ребенка в демократическом стиле, потому что этот стиль считается самым здоровым и дает ребенку наилучшие шансы на счастье.

Стили воспитания в школе

Семья является основной ячейкой общества и первой, в которой растет ребенок. Однако со временем она также выходит за рамки семьи , чтобы начать школьное образование и по пути знакомиться с другими людьми. Ребенок много времени проводит в школе, поэтому это оказывает влияние на его жизнь и восприятие действительности. На протяжении веков менялись стили школьного воспитания и подходы к правильному воспитанию детей.

Стили школьного воспитания определяют то, как учителя, воспитатели и работники образовательных учреждений воздействуют на своих воспитанников. В школах наиболее распространены два стиля обучения:

Самодержавный — то есть традиционно тот, с которым ассоциируется школа. Образовательные цели устанавливаются сверху вниз, и школа основана на совокупности общих традиционных ценностей. В этом стиле преобладает принуждение. Он основан на авторитете воспитателя или учителя, и каждое слово является обязательным законом. В этом стиле ученик принимает знания и признает превосходящее положение учителя.

Либерал — по его мнению, нет общих, нисходящих ценностей, на которые можно было бы сослаться. Стиль основан на толерантности, свободе и непринуждении. Вот тут-то и появляется понятие релятивизма. Либеральный стиль предполагает, что ценности относительны и их восприятие зависит от совокупности жизненного опыта или убеждений данного человека.

Современная, традиционная школа по-прежнему основана на авторитарном стиле обучения, где в центре всей образовательной деятельности находится учитель, как важнейшее лицо в процессе передачи знаний. Либеральный стиль функционирует в школах на основе современных методов и ценностей. Он предполагает, что в центре учебной деятельности находится ребенок — как самостоятельная единица, приобретающая знания и осуществляющая собственную деятельность под руководством педагога.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь